Подготовка к браку и семейной жизни. Формы и методы подготовки молодежи к браку и семье
- Подготовка к браку и семейной жизни. Формы и методы подготовки молодежи к браку и семье
- Подготовка к семейной жизни. Подготовка молодежи к семейной жизни.
- Как подготовиться к замужеству ислам. Мусульманская свадьба. Никах — правила проведения
- Психологическая готовность молодых родителей к рождению ребенка.. Быть готовым к рождению ребенка
Подготовка к браку и семейной жизни. Формы и методы подготовки молодежи к браку и семье
Согласно принципам подготовки молодежи к будущей семейной жизни, в частности таким как принцип партнерского общения и принцип творческой активности, целесообразно использование интерактивных форм и методов обучения. Интерактивное обучение (от англ, interact, где inter — взаимный и act — действовать) — это диалоговое обучение, которое основано на активном взаимодействии и общении обучающихся и педагога, совместно ищущих истину.
В условиях интерактивного обучения моделируется многосторонняя форма коммуникации, которая предусматривает учет мыслей, взглядов, позиций участников такого взаимодействия (так как основана на положениях педагогики толерантности), имитацию деятельности. Практически все учащиеся вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа фактов, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения.
Схема интерактивного взаимодействия:
Формы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни:
- — урок-беседа (при необходимости отдельно для девушек и юношей);
- — урок-диспут (например, «Семья нужна человеку для…», «Как сохранить любовь», «Как отличить настоящую любовь от простого увлечения?», «Любовь — кольцо?», «В чем секреты идеального супружества», «В чем смысл семейного счастья», «Идеал мужчины и женщины: каков он сегодня?», «Можно ли выставлять свои чувства напоказ?», «Как беречь и защищать честь любимого человека?»);
- — урок-семинар (сообщения, доклады, защита рефератов «Портрет идеального юноши (девушки)», «Семейные традиции», «Лидерство в семье»);
- — урок-практикум (например, упражнения по справедливому распределению домашних дел между супругами и другими членами семьи);
- — урок-встреча (круглый стол ) со специалистами: педагог, психолог, врач, юрист — проблемы рассматриваются с разных научных позиций, с точки зрения разных специалистов («Что такое готовность к браку?»);
- — урок-«пресс-конференция» (учащиеся письменно в течение 2—3 мин задают педагогу интересующие их вопросы по объявленной теме; педагог систематизирует их в течение 3—5 мин и кратко отвечает на них);
- — читательская конференция («Вопросы любви и семейной жизни в художественной литературе», «Образ отца и матери в художественной литературе», «Мои любимые мужские и женские образы в художественной литературе»).
Подготовка к семейной жизни. Подготовка молодежи к семейной жизни.
В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительской семье к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.
Можно согласиться с И. В. Гребенниковым, что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты.
- 1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.
- 2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.
- 3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
- 4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.
- 5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.
- 6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.
- 7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.
Как подготовиться к замужеству ислам. Мусульманская свадьба. Никах — правила проведения
Мусульманская свадьба – никах, имеет несколько особенностей, которые интересно будет знать для тех, кто решил соединить свои семейные узы. Некоторые пары приходят читать никах совсем не подготовленными к этому важному торжеству в их жизни. А ведь у этого обряда есть свои тонкости, которые будет интересно узнать. Поехали!
1. В Исламском праве слово никях означает религиозное соглашение, делающее дозволенным отношения между мужчиной и женщиной, не имеющих с точки зрения религии препятствий, для вступления в брак. То есть брачующиеся не должны быть близкими родственниками — единокровными или молочными братьями, сестрами. Если в детстве мать одного из брачующих кормила молоком другого, то по исламу они считаются родными братом и сестрой и им запрещен брак между собой. Кстати, двоюродные в исламе не считаются единокровными родственниками, и они могут спокойно читать никах.
2. Никях становится достоверным при наличии предложения и согласия (араб. – иджаб и кабуль). Иджаб и кабуль являются столпом никяха, то есть его основой. Иджаб – это предложение, то есть слова, произносимые в первую очередь, а кабуль – это согласие на сделанное предложение, то есть слова, произносимые во вторую очередь. Иджаб и кабуль это слова, которые традиционно используются при заключении акта никяха. Однако обязательным условием является, чтобы эти слова ясно указывали на заключение брака.
3. Махр – это свадебный подарок жениха невесте, в последствии принадлежащий только ей. А калым – это выкуп за невесту, оговорённый при сватовстве, необходимый для проведения свадьбы, который передаётся её родителям. Если первая часть из сказанного имеет отношение к мусульманскому вероучению и является условием никаха, то второе, то есть калым – ничего общего с исламскими канонами не имеет. Калым – это пережиток прошлого, который появился в далёкие неисламские времена. Но кое-где, преимущественно, в Средней Азии, эта традиция ещё продолжает своё существование.
4. Женщина может запросить любой махр у мужчины, но он не должен быть меньше стоимости 33, 6 граммов серебра. Но не усердствуйте в махре, вдруг он будет непосилен для жениха и он убежит!
5. Брачная проповедь, которую рассказывает имам мечети – необязательна для процесса никаха, но она символизирует процесс никаха и прошения у Всевышнего баракята – благословения. Поэтому после проповеди и проводится чтение аятов Священного Корана и дуа – прошение у Всевышнего за брачующихся, чтобы у них всё в жизни было хорошо.
6. Мусульмане предпочитают пятницу для чтения никаха, так как это один из самых благословенных дней. Также этот день недели является праздничным. Это связано с тем, что по мусульманскому поверью в пятницу есть час времени, когда принимаются все молитвы и прошения (дуа). Но необходимо знать, что в зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет!
7. Приглашать на никах родственников и друзей, а затем их угощать, накрывая стол, является благородным делом, сунной пророка Мухаммада. Когда посланник Господа Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, узнал о том, что его сподвижник Абдурахман ибн Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение зарезав хотя бы одного барана».
Большая часть богословов считает, что свадебное угощение — обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафии и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб), то есть обязательности!
8. Никах не может заключаться на определенный срок. Он – бессрочен. Нельзя, например, никах заключить на месяц или год.
9. Единственным делом, которое расторгает никах – является развод (талак) сказанный жене мужем три раза. Но знайте, что после этого, для того, чтобы вместе жить необходим новый никах при соблюдении ещё жестких условий! Поэтому прежде чем произнести талак три раза, подумайте 100 раз!
Психологическая готовность молодых родителей к рождению ребенка.. Быть готовым к рождению ребенка
Тема среды - родительство.
Захотелось поговорить про осознанное и "неосознанное" родительство. Но не как "движение" и его противопоставление, а как некоторая личностная позиция семейной пары, у которых рождается ребенок.
Я хочу поговорить про психологическую готовность к рождению ребенка.
Конечно, в первую очередь, это зависит от мотивации создания семьи, вступления в брак, но об этом не сегодня.
Мотивация к рождению ребенка, хоть и не влияет до конца в силу того, что по мере со-бытия, может трансформироваться, в зависимости от каких-то ситуации или же личностных изменений, но, все же, на первых порах, существенно определяет отношение к ребенку, к его месту и роли в семье, к месту и роли в семье каждого члена семьи в связи с появлением нового. Вся семейная система претерпевает изменения, перестраивается, что выражается в кризисе, который в психологии называется нормативным, т.е., ожидаемым и естественным в силу необходимости жить по-другому, менять образ жизни, приобретать новый опыт.
Конечно, сложно себе представить идеальную ситуацию, так как все многообразие человеческого опыта подразумевает бездну различных решений, которые нельзя назвать хорошими или плохими. Однако в идеале, самый оптимальный вариант - это рождение детей у психологически готовых к этому родителях. Можно попытаться составить некоторый приблизительный список психологической готовности, была бы рада его дополнению в комментариях:
- стабильные и достаточно хорошие отношения в паре, помолвка, подготовка к браку, или уже нахождение в супружестве какое-то время. Т.е, это не ситуация сожительства;
- взаимоуважение, взаимодоверие, взаимоподдержка, уважение личного пространства друг друга, надежность и уверенность друг в друге;
- способность обсуждать и договариваться, находить компромиссы, в том числе, в вопросах воспитания детей, стремиться к единой позиции;
- самодостаточность, трезвость во взглядах, интересы, хобби, увлечения;
- деторождение не ставится во главу угла создания семьи, рождение ребенка не становится самоцелью, а осознается, как естественным продолжением отношений мужчины и женщины;
- ребенка не рождают, так как "биологические часики", "молодость уходит", для "стакана воды в старости", "привязать" супруга и сохранить брак, наладить отношения, "чтобы было весело и нескучно", "чтобы посвятить всю жизнь детям", чтобы "спасаться чадородием" и иже;
- новость о беременности, кроме вполне естественных волнений, не вызывает каких-то негативных чувств и сомнений, не смотря на какие-то сложности, ребенку оба рады, его ждут, аборт никогда не рассматривается альтернативой рождению;
- ребенок воспринимается отдельной личностью, его не "заводят", как зверушку, он частью матери или отца, не является плодом их ожиданий, которым вполне себе имеет право не соответствовать, он не является возможностью реализации амбиций.
Получается, что готовность определяется личностной зрелостью мужчины и женщины. Возникает сразу образ взрослых мужчин и женщин, которые реализовали себя в профессии, "нагулялись", а теперь уже готовы к созданию семьи. Однако мы все знаем истории юных родителей, прекрасно справляющихся с новой ролью, и, наоборот, казалось бы, умудренных опытом людей, которых сводит с ума перспектива "похоронить себя в четырех стенах, сидя с ребенком дома". Интернет пестрит от историй женщин про все ужасы материнства, и эти истории находят огромный отклик сочувствия. Ну а про буквально сбежавших из семьи отцов, бросающих не только жен, но и детей, говорить уже не приходится, это, к сожалению, постыдная реальность.
Как Вы думаете, как можно стать психологически готовым к рождению детей? Помимо того, чтобы искренне любить друг друга.